Автоматизированная система Управления инвестициями

Российские сетевые компании перешли на новый метод формирования тарифа – на RAB-регулирование. Цель введения нового метода – привлечь деньги в развитие сетей. Для чего в тарифе на передачу энергии, помимо операционных затрат компании, учитываются суммы, обеспечивающие возврат средств, вложенных в сети, а также процент дохода для инвестора, вложившего эти средства. RAB-регулирование устроено так, что на один рубль, заложенный в тариф, можно привлечь несколько рублей инвестиций. То есть, при сравнительно небольшом росте тарифа сетевая компания получает возможность привлечь весьма серьезные средства на развитие.

Основанием для расчета тарифа по методу RAB является объем инвестированного капитала, т.е. объем завершенных и планируемых инвестиционных проектов. Поэтому метод RAB требует создания определенных инструментов планирования и учета инвестиционных проектов, в том числе:

  • планирование инвестиционных программ на 1, 3, 5 лет в разрезе проектов, периодов, статей затрат;
  • учет и контроль исполнения инвестиционных проектов;
  • формирование базы реализованных инвестиционных проектов (объектов инвестированного капитала), учет первоначальной и остаточной стоимости объектов инвестированного капитала, начисление возврата стоимости объектов инвестированного капитала.

Параллельно с переходом на методику RAB растет количество инвестиционных проектов электросетевых компаний, увеличивается объем работы по подготовке плановых и отчетных документов (инвестиционных программ, проектной документации), усложняются процедуры по согласованию и утверждению инвестиционных программ в вышестоящих организациях и органах власти.

Для успешного управления такими процессами возникает потребность в специализированном ПО, позволяющим хранить информацию об инвестиционной деятельности, управлять ее изменением, согласованием, утверждением, вести бухгалтерский и управленческий учет фактического исполнения проектов, формировать различную отчетность для предоставления в органы власти и для принятия оперативных управленческих решений, т.е. потребность в автоматизированной системе управления инвестициями.

Задачи подсистемы управления инвестициями

Функциональные блоки Задачи
Ведение НСИ

Ведение единого справочника инвестиционных проектов с возможностью классификации по видам, типам и прочим признакам инвестиционных проектов.

Связь со справочником объектов СРК по проектам технического перевооружения и реконструкции.

Ведение справочника объектов оборудования по проектам нового строительства, приобретения.

Ведение справочника объектов инвестированного капитала, связь со справочниками основных средств.

Ведение вспомогательных справочников.

Планирование инвестиционной программы

Регистрация заявок на инвестиции с набором технических и экономических показателей (суммы по освоению и по оплате) в разрезе проектов, бюджетных статей и источников финансирования, а также дополнительных характеристик, определенных действующими нормативными документами, хранение ключевых характеристик проектов для обеспечения их отбора, хранение результатов расчета инвестиционных показателей проектов.

Регистрация заявок на инвестиции на основе данных подсистемы управления технологическими присоединениями.

Планирование источников финансирования (определение объема финансирования проектов в разрезе источников).

Процесс согласования и отбора заявок на инвестиции (движение по бизнес-процессу, регистрация статусов).

Формирование долгосрочной и краткосрочной инвестиционной программы, движение по бизнес-процессу (маршруту согласования).

Интеграция с подсистемой бюджетирования.

Учет исполнения инвестиционной программы и сбор фактических данных.

Сбор фактических данных в разрезе проектов, бюджетных статей, источников финансирования на основе данных бухгалтерского учета.

Оперативный учет факта по инвестиционным проектам.

Управление планом-графиком инвестиционного проекта

Формирование перечня задач календарного плана-графика инвестиционного проекта.

Формирование структурной декомпозиции работ.

Формирование взаимосвязей последовательностей задач.

Хранение плановых, текущих, фактических дат начала, окончания, длительностей задач.

Построение диаграммы Ганта.

Анализ исполнения инвестиционной программы

Регламентированные отчеты по плановым показателям инвестиционной программы: Приложения 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 и другие.

Структура освоения и финансирования инвестиционной программы (поквартальная и помесячная).

План-фактный анализ инвестиционной программы.

Внутрифирменные формы отчетности.

Учет инвестированного капитала

Хранение объектов инвестированного капитала.

Учет первоначальной и остаточной стоимости объектов инвестированного капитала.

Учет данных по вводу и выводу объектов инвестированного капитала.

Расчет возврата инвестированного капитала.

Отчетность:

Отчет о стоимости инвестированного капитала по состоянию на дату;

Отчет о выбытии инвестированного капитала в отчетном периоде;

Отчет о вводе инвестированного капитала в отчетном периоде;

Расчет суммы возврата инвестированного капитала;

Форма раскрытия информации о движении активов (Приложение N 4 к Приказу Федеральной службы по тарифам от 2 марта 2011 г. N 56-э).

Основные эффекты

  • Оптимизация инвестиций в развитие производственных активов.
    Подсистема управления инвестициями на этапе планирования предоставляет оперативную информацию о стоимости, задачах, ожидаемых результатах, показателях экономической эффективности инвестиционных проектов, что позволяет принимать обоснованные управленческие решения об отборе наиболее эффективных и целесообразных проектов, оптимизируя тем самым направления развития производственной базы компании.
  • Повышение эффективности и прозрачности процессов инвестиционного планирования.
    Поддержка маршрутов согласования, движения по бизнес-процессу заявок на инвестиции и инвестиционных программ, хранение версий инвестиционных проектов, мультисценарность планирования создают необходимый инструментарий для эффективного прохождения программ по маршруту согласования, исключают задержки согласования из-за большого бумажного документооборота на определенных этапах. Для руководителя всегда доступна оперативная информация о том, у кого, в каком состоянии и какое время находится согласуемый документ, история и замечания предыдущих итераций согласования. Это повышает скорость и результативность процедур согласования инвестиционных программ.
  • Повышение степени управляемости инвестиционной деятельности.
    Доступность актуальной информации о текущих инвестиционных программах, возможность получения фактических данных в режиме реального времени, предоставление оперативных план-фактных отчетов о ходе исполнения инвестиционных проектов дают возможность оперативного реагирования на отклонения, повышают оперативность и достоверность информации, используемой при принятии управленческих решений. Таким образом, повышается качество управления инвестициями.
  • Повышение качества тарифообразования.
    Изменения в инвестиционных программах, возникающие на этапе отбора и согласования инвестиционных проектов, напрямую влияют на будущее значение тарифа, поэтому очень важно своевременно отслеживать и принимать решения по таким изменениям. Подсистема управления инвестициями предоставляет достоверные и актуальные данные о текущей стоимости объектов инвестированного капитала, прогнозирует объем возврата капитала в периоде планирования, при изменении состава и стоимости инвестиционных проектов позволяет оперативно пересчитать показатели, используемые для расчета будущего тарифа, таким образом, своевременно оценить влияние изменений в инвестиционной программе на ожидаемое значение тарифа.