Системы планирования ресурсов предприятия (ERP II)

Современные экономические реалии подталкивают предприятия к развитию управленческих и информационных технологий. Усиливающаяся конкуренция заставляет компании искать новые способы повышения эффективности бизнеса, снижения себестоимости продукции и, таким образом, более оптимального использования всех собственных ресурсов.

В качестве инструмента для эффективного управления ресурсами предприятия выступает система класса ERP (Enterprise Resource Planning — Планирование Ресурсов Предприятия).

По мнению Консультационной фирмы «МРЦБ», ERP-решение имеет целью не только автоматизацию бизнеса, но и структуризацию и модернизацию всей финансово-хозяйственной деятельности. В процессе внедрения компании приобретают новое понимание своего бизнеса и отношение к нему.

Комплексная автоматизация означает, что единая информационная система должна охватывать все разрезы деятельности предприятия как по сферам деятельности (планирование производства, продажи, закупки, финансы и др.), так и по уровням управленческой иерархии предприятия.

Системы класса ERP рассчитаны на совместное информационное обеспечение нескольких предприятий, входящих в состав концерна или холдинга, корпорации или просто группы компаний. Такие предприятия могут быть расположены в разных регионах и даже странах, руководствоваться в своей деятельности различными законодательными актами, вести учет в различных валютах и на разных языках.

Такой охват всех сторон деятельности предприятия приводит к тому, что ERP-системы предъявляют жесткие требования к организации учетных и управленческих процессов на предприятии.

Вся информация, обрабатываемая в системе, должна удовлетворять требованиям полноты и своевременности. Только за счет этого можно получить адекватную целям управления предприятием информацию.

Такая система позволяет обеспечить немедленное отражение оперативной информации в информацию для анализа: проводок в обороты и сальдо бухгалтерских счетов, операций материального учета — в обороты и остатки по складам. Разрыв во времени между оперативной и аналитической информацией сводится к нулю.

Услуги Консультационной фирмы «МРЦБ» заключаются в диагностике компаний, рекомендаций по выбору ERP-системы и ее внедрении, а так же необходимому инжинирингу бизнес-процессов компании с целью оптимизации планирования и учёта её ресурсов в рамках концепции ERP II.

Внедрение ERP-системы — это сложный проект, который зависит от многих факторов, в том числе — профессионализм команды консультантов. Накопленный нашей компанией опыт за годы успешных внедрений разных программных продуктов и информационных систем на предприятиях различных отраслей позволяет реализовывать проекты в строгом соответствии со сроками и целями проекта, в рамках согласованного бюджета, минимизировав все просчитываемые риски.

Консультационная Фирма «МРЦБ» реализует проекты построения корпоративных информационных систем с использованием нескольких продуктов класса ERP II, в том числе Axapta производства компании Microsoft Corp. и система R/3 производства SAP AG.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

1. Первичная диагностика

Перед любым проектом, связанным с воздействием на бизнес-процессы, существующие в организации, должно проводиться так называемое предпроектное обследование. Его так же называют первичной диагностикой предприятия.

Первичная диагностика необходима, прежде всего, для снижения вероятных рисков ошибок при составлении план-графика проекта и оценке необходимых ресурсов со стороны как Консультанта, так и Клиента. Таким образом, основная цель этапа первичной диагностики — минимизация рисков выхода проекта за установленные рамки ограничений по срокам, бюджету и ресурсам.

Кроме того, в ходе первичной диагностики производится сбор информации (как первичной, так и вторичной) о деятельности организации, сложившейся организационной структуре и системе управления планированием ресурсов, необходимой для подготовки коммерческого предложения, отражающего все особенности деятельности организации Клиента.

Среди инструментов методики, разработанной нашей компанией для проведения первичной диагностики предприятий, есть такие инструменты, как

  • Интервью с сотрудниками организации;
  • Опросы сотрудников организации;
  • Анкетирование сотрудников организации;
  • Изучение документов и документооборота, принятого в организации;
  • Наблюдения ключевых событий (совещания, презентации, работа с клиентами).

Следует отметить, что результатами диагностики, проведённой нашими специалистами, без труда смогут воспользоваться как сотрудники организации Заказчика, так и сотрудники сторонних организаций.

Такая универсальность свидетельствует о качестве нашей работы и высоком профессионализме сотрудников, которые выполняют первичную диагностику предприятий Заказчиков.

2. Обследование предприятия (анализ бизнес-процессов)

Принципиальное отличие этапа обследования от этапа первичной диагностики заключается в том, что в ходе этапа обследования производится глубокое изучение и документирование существующих бизнес-процессов организации в соответствии с используемой нашей компанией методикой и методологиями, рекомендуемыми ведущими поставщиками ERP-систем в мире.

При этом, вся информация, полученная в ходе этапа первичной диагностики, более не запрашивается, но производится детальное изучение существующих процессов с тем, чтобы построить организационную модель бизнес-процессов, а так же модель взаимодействия между ними.

В ходе этой работы выявляются слабые, «узкие» места бизнес-процессов и полученные знания об этом используются в дальнейшем, на следующих этапах, для того, чтобы оптимизировать деятельность организации в целом.

Результаты обследования предприятия содержит соответствующий документ в виде функциональных требований к будущей системе управления ресурсами, на основании которого производится как, собственно, выбор ERP-системы, так и её кастомизация (несущественные модификации) в соответствии с требованиями специфичных бизнес-процессов предпиятия Заказчика.

3. Оптимизация бизнес-процессов в новой модели управления

В соответствии с ключевым документом предыдущего этапа, содержащим описание функциональных требований к будущей ERP-системе, а так же выявленными неэффективными бизнес-процессами или «узкими» местами таковых, принимаются решения об их оптимизации. Эти решения формируются нами в виде предложений, которые могут быть утверждены руководством организации, или отвергнуты.

4. Выбор ERP-системы и дизайн решения

На основании документа, содержащего описание функциональных требований к будущей ERP-системе, формируемого в результате этапа обследования бизнес-процессов организации, экспертный комитет компании МРЦБ, состоящий из функциональных специалистов по ERP-системам, формирует одно или несколько предложений на конкретную ERP-систему. Эти предложения содержат обоснование внедрения той или иной ERP-системы на данном предприятии с учётом его специфики, стремясь при этом к минимизации объёма доработок и максимизации эффективности бизнес-процессов организации, а так же максимальному их числу, поддерживаемому автоматизированной системой.

5. Внедрение системы

В соответствии с выбранной ERP-системой, при её внедрении используется методология внедрения, разработанная вендором и оптимизированная МРЦБ для российских реалий. Такой подход гарантирует успешность внедрения в общем, эффективность — в частности и, кроме того, качество работы команды проекта внедрения.

_______________________________________________________________________

ТЕРМИНОЛОГИЯ

MRP — Material Resource Planning (Планирование Материальных Ресурсов)
Подсистема MRP является составной частью системы планирования ресурсов предприятия и позволяет планировать материальные потребности предприятия (материальные ресурсы для производства продукции и товары для перепродажи).

CRP — Capacity Requirements Planning (Планирование Мощностей)
Подсистема CRP позволяет планировать загрузку производственных мощностей предприятия таким образом, чтобы учесть возможности производственного оборудования, маршрут производственного процесса и сроки как поставок материальных ресурсов, так и завершения производственных операций (цикл производства).

SCM — Supply Chain Management (Управление Цепочками Поставок)
Подсистема SCM является подсистемой логистики и обеспечивает управление товарно-транспортными потоками предприятия, как внутренними (между складами и производством предприятия), так и внешними (между поставщиками и предприятием и клиентами и предприятием). Основная цель такой подсистемы — оптимизация затрат на транспортировку и хранение продукции предприятия и товаров для перепродажи.

CRM — Customer Relationship Management (Управление Взаимоотношениями С Клиентами)
Подсистема CRM позволяет выстраивать партнёрские отношения с клиентами, рассчитанные на длительную перспективу и реализует маркетинг взаимоотношений с клиентом. Достигается это путём фиксирования всех взаимодействий с клиентом и, таким образом, обладанием полной информации о клиенте.